Календарь новостей

Вопросы соблюдения законов о несовершеннолетних и молодежи

Правовое регулирование вопросов устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, развитие различных форма устройства детей-сирот

18 марта 2013

Дети принадлежат к наиболее социально незащищенным слоям населения. Среди них самой незащищенной и нуждающейся категорией являются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, такие, как дети- сироты.

Существуют различные обстоятельства, в результате которых дети остаются без родительского попечения. Некоторые из этих причин перечислены в ст. 121 СК РФ: смерть родителей, отказ взять ребенка из родильного дома, признание родителей недееспособными, уклонения родителей от воспитания детей и т.д. Функции по выявлению таких детей, учету, защите прав и интересов, а также выбору форм устройства возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, учитываются в специальном государственном банке данных в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей по истечении месяца с момента выявления оставшегося без попечения родителей ребенка направляются органами опеки и попечительства в Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), передача в приемную семью, устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).

Граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью с целью взять ребенка под опеку, в приемную (патронатную) семью, усыновить ребенка, должны обратиться в органы местного самоуправления, либо в Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

Семейный кодекс РФ отдает приоритет семейному воспитанию детей (ст. 1). Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка, которое получило свое закрепление в ст. 54 данного Кодекса. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения. Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей без специального назначения.

Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения.

Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). На это прямо указано в ст. 123 СК РФ. Законодателем установлен судебный порядок усыновления ребенка.

Приемная семья – довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 г. с момента принятия СК РФ и в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье».

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем).

18.12.2006 принят Закон "Удмуртской Республики «О патронатном воспитании», в котором определены принципы и основные задачи патронатного воспитания. Кто может быть патронатным воспитателем, условия и порядок установления патроната, гарантии, обязанность и ответственность патронатного воспитателя, финансирование мероприятий по патронатному воспитанию.

На 01.01.2010 в Удмуртской Республике 7015 детей-сирот, из них 1367 находятся в интернатных учреждениях, под опекой – 4286 детей, в приемных семьях – 82 семьи (196 детей), в патронатных семьях – 54 семьи (69 детей).

Приемные семьи – 82, наибольшее количество в Юкаменском районе – 9, в г. Ижевске – 17. Приемные семьи созданы в каждом районе республики.

Патронатных семей больше всего в г. Ижевске – 14, переданы дети из Республиканского детского дома, имеются дети в патронатных семьях Красногорского, Сюмсинского, Можгинского, Увинского районов, г. Воткинска.

Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ с предусмотрена выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, право на которое имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В 2010 году данная сумма составила 12637 рублей.

В 2010 году размер ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье в соответствии с Постановлением Правительства УР № 31 от 18.02.2008 составляет на одного ребенка до 6 лет – 5270 рублей, старше 6 лет – 5400 рублей.

Кроме того, 21.12.2009 Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 369, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления единовременного денежного пособия в Удмуртской Республике при усыновлении или удочерении, которым определен размер единовременного пособия в сумме 100000 рублей, выплачиваемого гражданам, усыновившим или удочерившим ребенка (детей) из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги и др., в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная мера направлена на стимулирование усыновления или удочерения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.