Новости
16 августа
Жительница Камбарского района осуждена за ненадлежащее исполнение обязанностей по лечению больной дочери
16 августа
Жительница Ижевска, содержавшая наркопритон, отправлена за решетку
16 августа
По постановлению прокуратуры руководитель Селтинского дорожного управления привлечен к административной ответственности

История

Прокуратура Российской Федерации имеет почти трехсотлетнюю историю. Основы современной российской прокуратуры были заложены Петром I еще в XVIII веке. В соответствии с его Указом от 12 января 1722 г. «О должности Сената» в России прокуратура учреждена как государственно-правовой институт, как орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации этот день был провозглашен Днем работника прокуратуры Российской Федерации.

Российская прокуратура с момента ее создания (1722 г.) и до судебных реформ Александра II (1860-е гг.) была преимущественно органом общего (административного) надзора.

28 мая 1922 года в соответствии с «Положением о прокурорском надзоре» была образована прокуратура Вотской Автономной области. Фактически днем образования прокуратуры Вотской Автономной области является 23 октября 1922 года. Прокуратуру возглавил Немытых Георгий Иванович. С первых же дней своей прокурорской деятельности он организовал работу комиссии по борьбе со взяточничеством.

Процесс образования и становления прокуратуры Вотской Автономной области происходил в сложнейшей обстановке и, в первую очередь, самым проблемным вопросом был подбор кадров.

Первоначально в штате при Областном Управлении Прокуратуры состояли - прокурор Вотской области Немытых Г.И. и 5 его помощников: при судебном, кассационном, гражданском отделениях Областного суда, один сотрудник возглавлял отделение надзора за органами дознания и следствия (он же осуществлял надзор за органами ОГПУ и следил за законностью содержания в местах заключения).

Прокуратура Вотской области осуществляла надзор за Оружейным и Сталеделательным заводами, за военными учреждениями и транспортом.

В уездах Вотской Автономной Области были созданы 3 участковые (уездные) прокуратуры: Ижевская (1 мая 1923 года), Можгинская (1 июля 1923 года) и Глазовская (25 сентября 1923 года). Из-за отсутствия кандидатов на посты уездных прокуроров Селтинский уезд был включен в состав Можгинского уезда, а Дебесский уезд - в состав Глазовского уезда. В присоединенных уездах надзор не осуществлялся не только за административными органами, но и за органами дознания, следствия и суда. Большие расстояния от одного уезда до другого, недостаток кредитов на путевое довольствие, громоздкость возлагаемых на участковых прокуроров функций приводило к серьезным затруднениям и ненадлежащему осуществлению надзора за законностью.

В результате районирования Вотской Автономной области в 1929 г. уездные прокуратуры были ликвидированы, вместо них были созданы 6 участковых камер и 12 следственных участков. C увеличением объема работы и все возрастающей ролью прокуратуры в осуществлении прокурорского надзора за соблюдением социалистической законности встал вопрос о создании Ижевской городской прокуратуры, которая была образована 24 апреля 1931 года.

В 1932 г. в связи с переименованием Вотской Автономной области в Удмуртскую Автономную область прокуратура Вотской Автономной области была преобразована в прокуратуру Удмуртской Автономной области. При этом сфера деятельности органов прокуратуры в условиях коллективизации была значительно расширена. Помимо надзора за законностью и правопорядком, прокуратура Удмуртской Автономной области занималась контролем хозяйственно-политических кампаний, надзором за охраной производства и труда, за рабочим снабжением, за работой финансовых органов, ходом капитального строительства и т.д. Обработкой статистических сведений занимался специальный объединенный орган представителей суда и прокуратуры области - организационно-инструкторский отдел, действовавший до 1933 г.

В связи с переименованием Удмуртской Автономной области в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику 12 января 1935 г. прокуратура Удмуртской Автономной области была преобразована в прокуратуру УАССР. В функции прокуратуры УАССР в 1934-36 гг. входило: всемерное укрепление и охрана общественной социалистической собственности, борьба с нарушениями революционной законности, быстрое и правильное рассмотрение жалоб граждан, развертывание работы по осуществлению общего надзора, защита законных прав трудящихся.

В 1936 г. в истории советской прокуратуры произошли значительные изменения: функции прокурора и наркома юстиции были разделены. Это нашло отражение в Конституции СССР 1936 г. и Конституции УАССР 1937 г.

Одной из тяжелых страниц в отечественной истории является период массовых политических репрессий. Волна сталинских репрессий прокатилась в 1937-1938 годах по всем краям, областям и республикам, включая и УАССР. Репрессии охватили профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. Не избежали этого и органы прокуратуры УАССР.

В годы Великой Отечественной Войны в ряды Красной Армии было мобилизовано 113 человек, из них 103 оперативных и 10 технических работников. В числе призванных было 9 женщин. Кроме того, прокурорско-следственных работников активно привлекали на общественно-трудовые работы.

Огромное внимание в условиях военного положения уделялось дисциплине труда. В соответствии с приказом прокурора СССР (от 17.10.42 г.) был установлен единообразный порядок наложения дисциплинарных взысканий и поощрений за дисциплинированность и добросовестную работу прокурорско-следственных работников. Нововведением стало установление классных чинов, форменной одежды (парадной и повседневной), а также знаков различия для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры УАССР (16 сентября 1943 г.).

В военное время особенно возросла детская и подростковая преступность, а также дезертирство с оборонных предприятий города. В этих условиях в прокуратуре Удмуртской Автономной республики были созданы группа по борьбе с детской беспризорностью и группа по делам о дезертирах оборонной промышленности.

Несмотря на все сложности, качество прокурорско-следственной работы было высоким. Работники прокуратуры УАССР неоднократно премировались прокурором УАССР за хорошую организацию работы в условиях военного времени по надзору за промышленными предприятиями города Ижевска, за рассмотрением дел Военным трибуналом, за личное участие в открытых судебных процессах Военного трибунала, организуемых непосредственно в цехах, проведение бесед с рабочими об укреплении трудовой дисциплины.

За годы Великой Отечественной Войны аппарат прокуратуры УАССР понес невосполнимые потери: из 113 человек, мобилизованных на фронт, 32 погибли и пропали без вести. В числе вернувшихся было много нетрудоспособных инвалидов, поэтому мало кто остался на прежней работе. Кроме того, часть прокуроров и следователей в 1943-1944 гг. были направлены в оккупированные районы (в Белоруссию, Ульяновскую область, Каменец-Подольскую область и др.)

Деятельность прокуратуры УАССР в послевоенные годы была направлена на четкое распределение прав и обязанностей между всеми звеньями системы. Именно поэтому ее работа в этот период была организована по зональному принципу, также вводилась участковая система работы следователей.

С февраля 1951 г. в органах прокуратуры СССР и УАССР была введена ежегодная аттестация прокурорско-следственных работников. «Положение о прокурорском надзоре в СССР» 1955 года предъявляло особые требования к молодым прокурорам и следователям. Обязательным было наличие высшего юридического образования. Лица, не имеющие высшего юридического образования, в отдельных случаях, могли быть назначены на должность прокуроров и следователей, но только с разрешения Генерального прокурора СССР. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, назначались на должности прокуроров и следователей лишь после прохождения ими годичного стажа по должности следователя районной (городской) прокуратуры или помощника районного (городского) прокурора.

Одной из ведущих тенденций в развитии прокуратуры УАССР была тенденция к унификации и централизации. Вводилась единая форма удостоверений личности для всех прокурорско-следственных работников органов прокуратуры СССР, новые знаки различия и форменная одежда прокурорско-следственных работников (вместо погон были введены плечевые петлицы на воротнике, а парадная форма отменена)

В 60-е годы прокуратура Удмуртской АССР активно проводила мероприятия по предупреждению и профилактике преступлений среди населения. Повысилась инициатива прокуроров и следователей по выявлению в ходе следствия причин и условий, способствующих совершению преступления, приняты меры к их устранению. Одной из форм предупредительной работы следователей являлись выступления с докладами на заседаниях коллегиальных органов по вопросам устранения причин преступности, выступления работников прокуратуры в коллективах трудящихся по материалам конкретных дел, многие прокуроры и следователи систематически выступали в республиканских и районных газетах по материалам уголовных дел, поднимая вопросы предупреждения преступлений.

В целях расширения гласности в работе органов прокуратуры, укрепления связи с общественностью, пропаганды советского законодательства органами прокуратуры в 1980-е годы проводились «круглые столы» непосредственно в трудовых коллективах, во время таких встреч высказывались ценные предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов.

Об улучшении качества следственной работы в органах прокуратуры Удмуртской АССР в 60-70-е годы XX века свидетельствует огромное количество поощрений следователей. Ряд дел об умышленных убийствах, групповых преступлениях были расследованы квалифицированно и в самые сжатые сроки, в следственной практике активно применялись научно-технические средства. Характерным явлением для 1970-х годов было создание специальных бригад и групп по расследованию особо опасных и сложных уголовных дел, контролировавшихся лично прокурором УАССР. С целью организации работы по борьбе с преступностью и нарушением законности в г. Ижевске была создана специальная группа работников центрального аппарата прокуратуры УАССР. По приказу прокурора Удмуртской АССР и Министра Внутренних дел Удмуртской АССР в целях своевременного выезда на место происшествия, квалифицированного его осмотра, широкого использования научно-технических средств и возможностей экспертных исследований, четкого, оперативного и слаженного проведения неотложных следственных и розыскных действий по раскрытию умышленных убийств в следственном отделе прокуратуры Удмуртской АССР были организованы две постоянно действующие следственно-оперативные группы.

Законом о прокуратуре 1979 года в аппарате прокуратуры Удмуртской АССР была образована Коллегия прокуратуры УАССР. Коллегия рассматривала на своих заседаниях вопросы состояния работы по осуществлению прокурорского надзора, борьбе с преступностью, расследованию преступлений, вопросы подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации и профессионализма и другие.

В это же время было организовано Координационное Совещание руководителей правоохранительных органов республики, целью которого было эффективное решение задач по борьбе с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению. Главными направлениями работы совещаний являлись: совместный анализ деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью.

В 1983 г. была создана Удмуртская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, а в 1990 г. - Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура.

В начале 1990-х годов произошла реорганизация следственного управления прокуратуры УАССР. В его составе были образованы 4 отдела: отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отдел по расследованию особо важных дел, методико-криминалистический отдел (с 1992 г.) и отдел по расследованию преступлений в сфере экономики и должностных преступлений (с 1997 г.).

Новыми направлениями прокурорского надзора стали налоговое и бюджетное законодательство, а также деятельность прокуратуры по реабилитации жертв политических репрессий, участие прокурора в арбитражном судопроизводстве. В связи с этим в прокуратуре УР были организованы несколько групп: группа по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, группа по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, группа по надзору за исполнением налогового законодательства.

Одним из новых направлений прокурорского надзора, возникшим под воздействием этнополитической ситуации в Удмуртской Республике, где проживали представители разных национальностей, была организация прокурорского надзора в области межнациональных отношений.

В целях своевременного выявления незаконных правовых актов совместно с Управлением Минюста РФ по Удмуртской Республике была выработана система работы с проектами законов, Широко использовалось личное участие прокуроров в обсуждении законопроектов.

В 2004 году был создан Совет ветеранов прокуратуры.

В последние годы в органах прокуратуры УР проведена компьютеризация, внедрены новейшие электронно-правовые базы, позволяющие максимально быстро ориентироваться в законодательстве.

В настоящее время прокуратура Удмуртской Республики - одно из структурных подразделений Российской прокуратуры. В нее входят 34 прокуратуры. Общая численность сотрудников составляет 486 человек, среди них 353 прокурорских работников, из них 85 заняты в центральном аппарате прокуратуры республики. За последние 30 лет в прокуратуре УР сменилось 30 династий прокуроров и следователей. Многие работники и ветераны прокуратуры имеют высокие правительственные награды, в том числе ордена «Знак Почета», медали «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть», медаль ордена "За заслуги перед отечеством" 2 степени, почетные грамоты Генерального прокурора РФ. В числе работающих 11 человек имеют звания «Почетный работник прокуратуры РФ», 6 - нагрудный знак "За безупречную службу", 8 - нагрудный знак "За верность закону" 1 степени, 6 - нагрудный знак "За верность закону" 2 степени, 8 - нагрудный знак "За верность закону" 3 степени, 4 - медаль "Ветеран прокуратуры", 18 прокуроров удостоены звания «Заслуженный юрист УР».

В прокуратуре Удмуртской Республики работают высококвалифицированные специалисты, избравшие эту нелегкую профессию по призванию. Некоторые из них прошли суровую жизненную школу - принимали участие в военных действиях Советской армии в Афганистане, в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

План проверок субъектовпред принимательства Генпрокуратуры РФ Портал правовой статистики Генпрокуратуры РФ Защита прав предпринимателей