Версия для печати

Новости

Прокуратурой проверено соблюдение требований законодательства в интернатах и приютах

20 августа 2010

Прокуратурой Удмуртской Республики обобщены результаты проверок, проведенных прокурорами городов и районов в мае-июне 2010 года, в 12 детских домах, 27 школах-интернатах и коррекционных (специальных) школах-интернатах, 17 социальных приютах (центрах) отделений для несовершеннолетних в социальных приютах (центрах) по защите прав 7015 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в отношении 1367 несовершеннолетних, находящихся в интернатных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки и Министерству социальной защиты населения УР.

Перечисленные учреждения обеспечиваются согласно утвержденным сметам, однако, финансирование является недостаточным для проведения капитального и текущего ремонтов зданий интернатных учреждений, приведению их в соответствие с требованиями санитарного законодательства, устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, обеспечению воспитанников учреждения необходимой медицинской помощью.

Нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» выявлены в Ярской школе-интернате, МОУ «Факельская школа-интернат», Красногорском детском доме, Шарканской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида, МС(К)ОУ «Новомултанская школа-интернат VIII вида», МС(К)ОУ VIII вида «Общеобразовательная школа-интернат № 4» г. Ижевска, Республиканском детском доме, муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида «Школа-интернат № 75» г. Ижевска.

В интернатных учреждениях республики «Воткинский детский дом», МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Воткинска, «Завьяловской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с отклонениями в развитии», МСОУ «Балезинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Красногорском детском доме, МОУ «Школа-интернат № 96» г. Ижевска, МС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат № 4» г. Ижевска, МС(К)ОУ школа-интернат VIII вида № 39 г. Ижевска, МС(К)ОУ «Школа-интернат № 13 V вида» г. Ижевска, Республиканском детском доме, МСО(К)У «Школа-интернат № 75» г. Ижевска, выявлены нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей. Общими нарушениями являются: недостаточный набор помещений; не соблюдение нормы площади на одного ребенка в спальне и количества мест в спальнях; недостаточное количество мебели, несоответствие гигиеническим требованиям мебели в игровых и учебных комнатах, микроклимата, искусственной освещенности; неудовлетворительное санитарное состояние помещений, отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющие качество и безопасность продуктов, нарушения сроков годности, условий хранения продуктов, не выполнение натуральных норм питания детей и т.д.

Материальное обеспечение воспитанников интернатных учреждений не соответствует требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления».

К примеру, не в полном объеме обеспечены предметами вещевого довольствия воспитанники Озоно-Чепецкой школы-интерната, Факельской школы-интерната, школы-интерната № 96 г. Ижевска, Красногорского детского дома и Новомултанской коррекционной школы-интерната.

Практически отсутствует финансирование в учреждениях на приобретение медикаментов, лекарственных препаратов, необходимых для проведения лечения воспитанников, в том числе по результатам проводимой ежегодно диспансеризации. Такие факты выявлены в Воткинском детском доме, которому ежегодно на медикаменты выделяется по 13–20 тысяч рублей, что явно недостаточно, так как потребность составляет 40 тысяч рублей, в связи с ежегодно увеличивающимися ценами на медикаменты, а также количества детей, находящихся на диспансерном учете. Аналогичная ситуация имеет место в школе-интернате № 96 г. Ижевска.

Отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в 4 детских домах, 10 школах-интернатах, 3 социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних.

Администрацией учреждений ненадлежащим образом исполняются обязанности по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних воспитанников, прав на получение алиментов и пенсии по потере кормильца.

Также, проведенной проверкой выявлено не соответствие требованиям законодательства об образовании семи Уставов детских домов и школ-интернатов.

Незаинтересованность и формальное отношение к исполнению обязанностей государственное попечителя проявлено администрацией МУЗ «Дом ребенка специализированный» г. Глазова по отношению к воспитаннице А., 2007 года рождения.

Согласно материалам личного дела, ее мать лишена родительских прав судом в июле 2008 года. Исполнительный лист о взыскании алиментов направлен по месту жительства матери в Алнашский район. В марте 2009 года в МУЗ «Дом ребенка специализированный» г. Глазова поступило определение мирового судьи Алнашского района о прекращении в феврале 2009 года исполнительного производства о взыскании алиментов, в связи со смертью матери А. Администрация Дома ребенка не заинтересовалась существом рассматриваемого дела, несмотря на то, что затрагивались права воспитанницы. Лишь спустя два месяца после получения определения суда о прекращении исполнительного производства администрация учреждения получила свидетельство о смерти матери воспитанницы и направила заявление в ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Глазове и Глазовском районе о назначении несовершеннолетней А. пенсии по случаю потери кормильца.

По результатам проверки прокурорами городов и районов республики внесено 38 представлений об устранении выявленных нарушений закона, принесен 21 протест на незаконные пункты уставов, локальные акты учреждений, к административной ответственности привлечено 11 должностных лиц, в суд в защиту интересов несовершеннолетних предъявлено 110 исковых заявлений.

По итогам проведенного обобщения направлена информация Президенту Удмуртской Республики и в Государственный Совет Удмуртской Республики.