Календарь новостей

Вопросы соблюдения законов о несовершеннолетних и молодежи

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

12 августа 2014

В ст. 2.3 КоАП РФ определено, что несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ. Общая для всех субъектов административного правонарушения норма (ст. 2.9) позволяет освободить лицо от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения и ограничиться устным замечанием. Комиссия в этом случае выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (прил. 2). Для несовершеннолетних возможны и иные основания освобождения от административной ответственности. Часть 2 статьи 2.3 КоАП РФ позволяет комиссии с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, освободить лицо от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних. Решая вопрос об освобождении от административной ответственности с учетом положений ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, комиссия выносит определение (прил. 3). При применении мер воздействия в таких случаях следует руководствоваться Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.) (пп. «а» «б», «в», «г», «е», «ж» ст. 18) и КоАП (прил. 4). Иного закона на федеральном уровне применительно к данному положению нет. В соответствии со ст. 18 Положения комиссия может вынести предупреждение (п. «б»), объявить выговор или строгий выговор (п. «в»), возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб или устранить его своим трудом (п. «г»), передать несовершеннолетнего под надзор родителей, иных законных представителей, а также под наблюдение трудового коллектива или бщественной организации с их согласия (п. «е»), передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам (п. «ж»). Комиссии вправе также в соответствии с п. «и» ст. 18 Положения о комиссиях выйти в орган опеки и попечительства с предложением рассмотреть вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему ч. 4 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма предусматривает ограничение или лишение несовершеннолетнего дееспособности, если будут установлены конкретные основания, при которых возможна такая постановка вопроса . При применении п. «г» ст. 18 Положения о комиссиях необходимо учитывать, что размер материального ущерба не должен превышать одной второй минимального размера оплаты труда. На несовершеннолетнего комиссия может возложить обязанность возместить материальный ущерб, если он имеет самостоятельный заработок, или возложить обязанности своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, если состояние здоровья несовершеннолетнего и трудовые навыки позволяют сделать это. Комиссия при этом также должна учитывать и содержание ст. 4.7 КоАП РФ, согласно которой споры о возмещении имущественного ущерба решаются в порядке гражданского судопроизводства. Освобождению несовершеннолетнего от административной ответственности должно предшествовать тщательное изучение обстоятельств правонарушения, данных о личности, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ). Меры воздействия, применяемые в данном случае в соответствии с Положением о комиссиях, не являются административным наказанием и не могут в последующем влиять на квалификацию административного правонарушения по принципу повторности (п. 2 ч. 1, ч. 2. ст. 4.3; ст. 4.6). Несовершеннолетний, признанный полностью дееспособным по основаниям ст. 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет административную ответственность в соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ. К административным отношениям гражданское законодательство не применяется, если это не предусмотрено законодательством, в частности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Особого внимания и деликатности заслуживает применение меры воздействия, предусмотренной п. «а» ст. 18 Положения о комиссиях. Не случайно в перечень на рис. 1 данная мера воздействия не включена. Пункт «а» ст. 18 Положения о комиссиях позволяет комиссии обязать несовершеннолетнего правонарушителя принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. Рассматривая возможность применения публичной формы извинения к несовершеннолетнему, необходимо исходить из положения Минимальных стандартных правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), которые отражают цели и дух правосудия применительно к различным национальным условиям и правовым структурам. В Пекинских правилах указывается, что цели правосудия в отношении несовершеннолетних заключаются в улучшении положения несовершеннолетних и в обеспечении того, чтобы любая санкция, применяемая к несовершеннолетнему, была соизмерима с характером как правонарушителя, так и правонарушения, чтобы процедура рассмотрения дела, обращение с правонарушителем способствовали развитию у несовершеннолетнего чувства достоинства и значимости, уважения к правам других лиц, умения признавать свои ошибки и быть готовым к их исправлению, выполнению полезной роли в обществе. В таких случаях важно учитывать содержание и общей нормы Конвенции ООН «О правах ребенка» (ст. 3 «Наилучшее обеспечение прав ребенка»), сущность которой заключается в том, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, кем бы и к каким ситуациям они не предпринимались, первоочередное внимание необходимо уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка и его благополучию. Право несовершеннолетнего на конфиденциальность (ст. 8 Пекинских правил) должно уважаться. Однако комиссия при рассмотрении дела обязана с такими же мерками подходить и к защите прав и интересов потерпевшего, особенно если им является несовершеннолетний.