Календарь новостей

Вопросы соблюдения прав и свобод граждан

Полномочия органов прокуратуры в сфере осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

6 марта 2014

С 1 января 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменился порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц, органы прокуратуры наделены рядом полномочий в указанной сфере. Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (далее – ОМС) Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении ОМС. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней. На территории республики проведение плановых проверок деятельности ОМС будет осуществляться органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой Удмуртской Республики (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года. Установлено, что органы государственного контроля (надзора) обязаны направлять в республиканскую прокуратуру проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности ОМС не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок. Прокуратура на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок. Ежегодный план подлежит размещению на официальном сайте прокуратуры Удмуртской Республики и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок. Законодательно закреплено, что проведение внеплановых проверок деятельности ОМС возможно на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой Удмуртской Республики, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности ОМС могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Информация о результатах проведенной проверки деятельности ОМС, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также федеральным законом определено, что срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) для предоставления ОМС информации по запросу, составляет не менее 10 рабочих дней. Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. При этом ОМС вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В таком случае орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации. Кроме того, ОМС, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.