Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

Муниципальные образования обязаны обеспечить доступ к информации об их деятельности и принимать меры по противодействию коррупции

26 декабря 2013

Главами муниципальных образований (поселений) должны приниматься меры, направленные на обеспечение прозрачности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, предупреждение коррупции, развитие института общественного контроля. Вместе с тем, в ряде случаев муниципальные образования не в полной мере исполняют эти требования, нарушая закон, что вынуждает ставить вопрос об ответственности соответствующих должностных лиц. Так, проведенной прокуратурой Юкаменского района проверкой соблюдения норм Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и законодательства о противодействии коррупции установлено, что в муниципальных образованиях (поселениях) района допускаются нарушения вышеуказанного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 8-ФЗ, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ, доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». На основании ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Часть 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Согласно п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 8-ФЗ, основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления. В соответствии ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Данное положение федерального законодательства прежде всего направлено на исполнение принципов противодействия коррупции, закрепленных в ст. 10 Конвенции Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон № 273-ФЗ) прозрачности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, приоритетности применения мер по предупреждению коррупции. С учетом п.п. 7, 20 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления (данное положение также закреплено в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ - право гражданина на доступ к информации); повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции. Согласно постановления администрации Муниципального образования «Юкаменский район» № 386 от 18.05.201, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления подлежит размещению в сети «Интернет» Интернет – ресурс муниципального образования «Юкаменский район» - http://yukamensk.udmurt.ru (далее по тексту официальный сайт). Согласно п. 2 постановления, за предоставление вышеуказанной информации для размещения на официальном сайте и его заполнение в части деятельности муниципальных образований (поселений) несут ответственность главы муниципальных образований (поселений). Однако, как показала проверка, муниципальными образованиями (поселениями) Юкаменского района на официальном сайте в сети Интернет информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления размещалась не в полном объеме, не все муниципальные нормативные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации муниципальных нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, были размещены на вышеуказанном сайте; отсутствовали тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; отсутствовала статистическая информация о деятельности органов местного самоуправления, а именно сведения об использовании органами местного самоуправления выделяемых бюджетных средств; отсутствовала информация о порядке поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органах местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; отсутствовала информация о работе органов местного самоуправления с обращениями граждан (физическими лицами), организаций (юридическими лицами), общественных объединений - порядок и время приема граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района принесено 5 представлений, которые в настоящее время находятся на стадии рассмотрения. В Юкаменский районный суд направлено 3 заявления о признании бездействия глав муниципальных образований (поселений) по непринятию мер к опубликованию вышеуказанных сведений незаконным и обязании к их опубликованию. По результатам рассмотрения в суде исковые заявления прекращены в связи с добровольным исполнением требований прокуратуры. Кроме того, в отношении 4 глав муниципальных образований прокуратурой района возбуждены производства об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.27 КоАП РФ - неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом.