Календарь новостей

Вопросы исполнения уголовных наказаний

Вопросы установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в гражданском процессе

13 декабря 2013

С 1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее базовый закон). Ранее подобную систему административного контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, предусматривало законодательство СССР до 1992 года. Современные реалии, а именно большая доля и рост рецидивной преступности, обусловили необходимость установления временных ограничений прав и свобод, а также административных мер контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, как указано в пояснительной записке к базовому закону. Во исполнение базового закона принят Федеральный закон от 6 апреля 2011 года №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре, за лицами освобожденными из мест лишения свободы», который вступил в силу также с 1 июля 2011 года. Им были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, криминализующие уклонение от административного надзора введением статьи 314.1, предусматривающей уголовную ответственность в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года; внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статьей 173, определяющей порядок установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы; изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, статьей 19.24, предусматривающей ответственность за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре в виде наложения административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей либо административный арест на срок до 15 суток; изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентирующие процесс установления, продления, досрочного прекращения административного надзора главой 26.2 в разделе особое производство, дела из публичных правоотношений. В соответствии с главой 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением, либо органом внутренних дел в зависимости от того, устанавливается ли административный надзор за освобождаемым либо освобожденным лицом из мест лишения свободы. Порядок осуществления административного надзора, регламентируется Приказом МВД Российской Федерации от 8 июля 2011 года №818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Форма заявления, предусмотренная приложением № 5 к данному приказу, не отвечает требованиям статей 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В силу статей 56, 261.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания лежит на заявителе, которому надлежит доказать обоснованность обращения в суд, необходимость установления каждого конкретного ограничения, предоставить расчет срока установления административного надзора. Несоответствие заявления об административном надзоре требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по форме и содержанию влечет на практике невозможность рассмотрения заявления по существу. В соответствии с положениями статьи 261.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, прокурора. Закон №64-ФЗ предусматривает порядок исчисления срока административного надзора. Вместе с тем, законодатель не указывает, каким способом устанавливается срок административного надзора в решении суда. На практике применяется несколько вариантов. Во-первых, установление конкретного периода административного надзора с даты вынесения решения суда; во вторых, установления даты окончания административного надзора без указания на количество лет, месяцев и дней; в третьих, установлении порядка исчисления срока, формулировкой Закона №64-ФЗ без точного указания самого срока, возлагая такой расчет на органы, осуществляющие административный надзор. За уклонение от административного надзора предусмотрена уголовная ответственность за неприбытие без уважительных причин поднадзорного лица к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, и административная ответственность во всех остальных случаях уклонения от административного надзора.